По словам экспертов Минэнерго, поправки в законодательство позволят ведомству влиять на качество энергетических обследований путем ужесточения аттестационных и квалификационных требований к энергоаудиторам. Существует и другая проблема - слабое исполнение закона № 261-ФЗ. По информации ведомства, из 310 тысяч объектов, обязанных пройти энергетическое обследование, сделали это чуть больше половины.
Недостаточно динамичное развитие механизмов энергосбережения и повышения энергоэффективности в нашей стране явление временное, считают участники конференции. По мнению экспертов, с подобной ситуацией сталкивались многие западные страны на этапе формирования своей политики в области энергоэффективности, правда, намного раньше. ФЗ-№261 «Об энергосбережении…» был принят 4 года назад и некоторые его положения, особенно, в части проведения обязательных энергетических обследований оказались непроработанными, отмечали аналитики. По их мнению, сейчас необходимо делать ставку на совершенствование законодательства.
Так, в марте этого года Госдума одобрила в первом чтении законопроект № 104515-6 о внесении изменений в федеральный закон №261-ФЗ. Поправки вводят такие понятия, как «энергоресурс», «энергосервисная компания», «энергоаудитор», «топливно-энергетический баланс». Законопроектом предполагается утверждение порядка составления топливно-энергетических балансов в регионах и по стране в целом.
«Отдельной статьей добавлены требования к обучению энергоаудитора: определяется статус энергоаудитора, проверка квалификации специалиста будет осуществляться в ходе квалификационного экзамена. Введение государственного реестра и четкие требования к энергоаудиторам будут способствовать качеству энергетических обследований», - подчеркнул вице-президент Национального объединения проектировщиков Александр Халимовский.По мнению руководителя департамента развития законодательства в области энергетики Российского энергетического агентства Минэнерго РФ Алексей Туликов, за время действия федерального закона № 261-ФЗ удалось совершить серьезный рывок в части привлечения внебюджетных средств на реализацию мероприятий по энергосбережению и энергоэффективности.
«Речь идет как о собственных средствах промышленных предприятий, инвестиционных программах, так и о энергосервисных контрактах. Сейчас в промышленности ведутся отдельные крупные проекты, которые реализуются по классической энергосервисной схеме. Их объемы достигают нескольких десятков миллиардов рублей. В бюджетном секторе и в секторе жилищно-коммунального хозяйства цифры значительно меньше. Тем не менее, сегодня мы приближаемся к энергосервисным проектам в бюджетной сфере в размере около 1.5 - 2 миллиардов рублей. Интенсивная реализация государственной политики за последний год позволила в десятки раз, до 83 млрд рублей увеличить объемы привлечения внебюджетных средств», - отметил Алексей Туликов.
По его словам до 2020 года из внебюджетных источников финансирования на повышение энергоэффективности в России будет привлечено 5,7 трлн рублей.