В 2010 г. рост объема инвестиций в возобновляемые источники энергии составил 30%, однако в 2011 г. и начале 2012 г. рынок потрясла целая волна плохих новостей: банкротства, тревожные прогнозы по уменьшению прибыли, увольнения сотрудников и т. д. Глобальные индексы отслеживающие компании сектора чистых технологий пошли вниз. Однако — несмотря на кратковременный спад спроса и затруднения в поиске финансирования на этом рынке — Frost & Sullivan полагает, что отрасль ждет положительный рост в долгосрочной перспективе.
Алина Бахарева, аналитик Frost & Sullivan в области возобновляемых источников энергии, отмечает: «В последнее время мы наблюдали целую череду банкротств производителей на рынке солнечной энергетики, ускоренное снижение «зеленых» тарифов и даже «урезание» льготных FIT-тарифов для уже работающих проектов в сфере энергетики. Инвесторы не уверены в целесообразности вложения средств в эту отрасль; на сегодняшний день положение на рынке возобновляемых источников энергии выглядит далеко не блестяще».
«На первый взгляд, кажется, что скептики, предсказывавшие неудачи этому рынку , могут праздновать победу, — продолжает аналитик. — Но так ли все плохо, как кажется на первый взгляд? Что перед нами: бесславный конец благих начинаний или всего лишь временный спад? Мы считаем, что экологически чистые технологий способны решить ряд глобальных проблем на рынках энергетики, продовольствия и водоснабжения. Новый виток инноваций в сфере экологически чистых технологий не только поможет решить эти проблемы, но и окажет позитивное влияние на рост этого рынка в целом».
Компания Frost & Sullivan определила три наиболее перспективных сектора, имеющих наивысший потенциал роста и наиболее значительные возможности для инвестиций.
1. Сектор интеллектуальных систем водоснабжения предлагает новые возможности в сегментах аппаратного и программного обеспечения. Компании, которые первыми освоят новые перспективные ниши этого рынка (например, комплексное аналитическое управление и системы автоматизации), будут иметь преимущество перед конкурентами.
2. Технологии по сохранению энергии ждет бурный рост. Эпоха доминирования гидроаккумулирующих электростанций для сохранения энергии подходит к концу. Уже сейчас активно тестируются новые батареи, расплавы солей для проектов CSP, а также средства распределенного хранения энергии «на стороне клиента». Все эти решения способны усилить инфраструктуру энергоснабжения.
3. Энергоэффективность была и остается самым экономичным путем уменьшить выбросы углекислого газа и снизить нагрузку на сети энергоснабжения. Модернизация коммунальной инфраструктуры (например, установка периодов низкой подачи энергии, использование теплоизоляции , для радиаторов и улучшение систем освещения и кондиционирования) поможет сэкономить до 50% энергии, потребляемой в здании.
Сектор «зеленой» электроэнергии постепенно уступает лидирующую позицию другим секторам рынка чистых технологий, однако и в нем остается немало возможностей для роста. «Даже относительно зрелый рынок «зеленой» элероэнергетики может оказаться интересным для частных и венчурных инвестиций, поскольку здесь нередко появляются новые перспективные технологии и решения, — говорит аналитик. — Важно отметить, что в условиях сворачивания государственного финансирования НИОКР в этой сфере и сокращения программ льготной тарификации «безопасными» для инвесторов являются те секторы, которые на национальном уровне отмечены как стратегически важные в долгосрочной перспективе».
Вложения в развития экологически чистых технологий являются экономически оправданным, Для небольших европейских стран, ввиду их масштабов и высокого уровня жизни, «чистые технологии» являются более доступными. В случае России, вложения в «чистые» технологии и энергоэффективность сдерживаются плохо проработанным законодательством и отсутствием экономических стимулов для инноваций.
В своей бизнес-стратегии инвесторам необходимо учитывать новые географические регионы. Все больше стран на государственном уровне устанавливают цели и программы поддержки в сфере экологичной энергетики и энергоэффективности. В будущем мы увидим больше подобных проектов в Китае, Индии и Бразилии, а затем и в других странах Азии, Южной Америки и Африки.